Клещ Ольга Витальевна, педагог дошкольного образования

Консультация для родителей «Этапы развития игровой деятельности детей»

Здравствуйте, уважаемые родителиundefinedundefined!

Я рада представить вам, свое сообщение на тему «Этапы развития игровой деятельности детей».

Насколько нам всем известно, игра является одним из ведущих видов детской деятельности в дошкольном возрасте, как сказал великий педагог-психолог А.С. Макаренко: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. По - этому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре...»

Сюжетно-ролевая игра имеет важное влияние на социальную адаптацию ребенка, реализации его возможностей в будущем, способствует успешному развитию личность ребенка, его интеллекта, воли, а так же фантазии, воображения и артистизма. Сюжетные игры способствуют развитию умений вжиться в образ того или иного персонажа. Только в игре ребенок познает мир, учиться идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать острых конфликтных ситуаций, воспитывать в себе дружеское и бережное отношение к себе и окружающим, тем самым реализовать свою потребность в самовыражении и самореализации.

Изучением игровой деятельности, этапами ее развития и становления занимались педагоги и психологи: Аникеева Н.П., Выготский Л.С., Леушина Л.А., Микадзе Ю.В., Монтессори М., Сухомлинский В.А., Эльконин Д.Б. и многие другие психологи и педагоги.

Педагог психолог Д.Б. Эльконин уделял игре большое внимание. Изучая игры детей 3–7 лет, он выделил и охарактеризовал четыре этапа ее развития.

 Одним из этапов сюжетно-ролевой игры является сюжетно-отобразительная игра, характерна раннему возрасту от 2 до 3 лет, в этом возрасте основное содержание игры, это действие с предметами.

Действия однообразны, состоят из повторяющихся операций, например, кормление с переходом от одного блюда к другому. Кроме этого действия, ничего не происходит: ребенок не проигрывает процесс приготовления пищи, мытье рук или посуды. Роли не называются, и дети в игре не используют друг относительно друга реальные отношения, существующие между взрослыми или между взрослым и ребенком.

По форме это игра рядом или одиночная игра. Эта игра присуща раннему возрасту.

В возрасте от 3 до 4 лет возникает первое взаимодействие между участниками игры на основе общей игрушки. Роли детьми называются, и намечается разделение функций. Выполнение роли определяется реализацией действий, связанных с данной ролью. Логика действий определяется их последовательностью в реальной действительности: приготовление пищи, кормление куклы, мытье посуды после кормления. Количество действий расширяется, основное содержание игры, по-прежнему остается действие с предметами, но здесь на первый план выходит соответствие игрового действия реальному.

К концу четвертого года жизни у детей отмечается две независимые формы итогового поведения:

-предметно-игровое взаимодействие с партнером-сверстником (включающее обмен предметами действиями)

-ролевое поведение, отнесенное к партнеру-игрушке (включающее предметно-специфическое ролевые действия и ролевую речь).

В возрасте от 5 до 6 лет, развития сюжетно-ролевой игры,выделяются специфические действия, основанные на принятии роли и содержание игры – выполнение вытекающих из роли действий, которые передают характер отношений к другим участникам игры, например, обращение к продавцу: «Дайте хлеб», «Возьмите деньги» и т. д. Роли участниками игры ясно очерчены и выделены. Они распределяются до начала игры. Принятие на себя роли в игре, определяют и направляют поведение ребенка;

Во время сюжетной игры логика и характер действий определяются взятой на себя ролью. Действия становятся разнообразнее: приготовление пищи, мытье рук, кормление, чтение книги, укладывание спать и т. д. Присутствует специфическая речь: ребенок вживается в роль и говорит так, как требуется по роли.

Иногда в процессе игры могут проявиться реально существующие отношения между детьми: дети начинают обзываться, ругаться, дразниться и т. д.;

На этом этапе так же характерно опротестование, нарушение логики. Это выражается в том, что один говорит другому: «Так не бывает». Определяются правила поведения, которым дети должны подчиняться. Неправильность выполнения действий замечается со стороны, это вызывает у ребенка огорчение, он пытается исправить ошибку и найти ей оправдание.

Развитие сюжетно-ролевой игры возрасте от 6 до 7 лет, характеризуется в основном коллективной игрой деятельностью детей. В игре ясно очерчены и выделены роли. Во время игры ребенок придерживается определенной линии поведения. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит четко ролевой характер. Основное содержание игры – выполнение действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых выполняют другие дети. Действия происходят в последовательности, четко воссоздающей реальную ситуацию. Они разнообразны и отражают богатство действий лица, изображаемого ребенком. Во время сюжетной игры в старшем дошкольном возрасте происходит нарушение логики действий, нарушение правил отвергается. Ребенок не хочет нарушать правила, объясняя это тем, что так есть на самом деле, а также рациональностью правил.

Хочется отметить, для того чтобы сюжетная игра на всех её этапах развития была интересной для ребенка и имела максимальное воздействие на его дальнейшее развитие как личности, ему нужно получать достаточное количество различных игрушек.

Детям просто необходимы игрушки заместители реальных предметов человеческой культуры (машины, предметы быта, орудия и т. д. Благодаря им он осваивает функциональное назначение предметов, овладевает орудийными действиями). Многие игрушки имеют исторические корни, например лук со стрелами, бумеранг и т. д.

Игрушки, представляющие собой копии предметов, существующих в быту взрослых, приобщают ребенка к этим предметам. Через них происходит осознание функционального назначения предметов, что помогает ребенку психологически войти в мир постоянных вещей.

В качестве игрушек часто используются различные бытовые предметы: пустые катушки, спичечные коробки, карандаши, лоскутки, веревочки, а также природный материал: шишки, веточки, щепочки, кора, сухие корни и т. д.  Эти предметы в игре могут быть использованы по-разному, все зависит от ее сюжета и ситуативных задач, поэтому в игре они выступают как полифункциональные.

Игрушки – средство воздействия на нравственную сторону личности ребенка. Особое место среди них занимают куклы и мягкие игрушки: мишки, белочки, зайчики, собачки и т. д. Сначала ребенок производит с куклой подражательные действия, т. е. делает то, что показывает взрослый: качает, катает в коляске и т. д. Затем кукла или мягкая игрушка выступают как объект эмоционального общения. Ребенок учится сопереживать ей, покровительствовать, проявлять заботу о ней, что ведет к развитию рефлексии и эмоциональному отождествлению.

Игра для ребенка, это отдельная маленькая жизнь, и мы - взрослые должны помочь детям проживать эту жизнь интересно и качественно!

Спасибо за внимание!

15 апреля 2020 в 09:44

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.